«Золотая дорога» Ротенберга? – С чего все началось.

  • 31.10.2019

Переехавшая в Эстонию российская гражданская активистка Евгения Чирикова, боровшаяся против вырубки Химкинского леса и строительства дороги Москва – ​ Петербург, побывала на допросе в Центральном отделе по борьбе с коррупцией полиции Франции. Французских следователей заинтересовали коррупционные связи компании Vinci и российского олигарха Аркадия Ротенберга.

Летом 2014 года защитники Химкинского леса совместно с французской антикоррупционной организацией Sherpa и Bankwatch CEE подали в прокуратуру города Нантер (пригород Парижа) совместный иск , заявив о возможных коррупционных проблемах, связанных с проектом трассы Москва – Санкт-Петербург. Одним из концессионеров проекта была французская компания Vinci, которая, как предполагают экологи, участвовала в офшорных схемах по выводу денег из российского бюджета. Одна из фирм – участниц схемы, по данным расследования, может принадлежать другу Владимира Путина Аркадию Ротенбергу . Изучив собранные документы, полиция решила изучить причастность французской компании к отмыванию денег.

Евгения Чирикова

О том, как прошел допрос и к чему может привести инициированное ею расследование, Евгения Чирикова рассказала в интервью Радио Свобода:

Как вы попали на допрос в Центральный отдел по борьбе с коррупцией полиции Франции?

Что делает в этом проекте компания Vinci?

– Этой истории много лет. Все началось с нашей борьбы за Химкинский лес. Несколько лет назад мы задались вопросом: а что, собственно, делает в этом проекте компания Vinci? Это страшно знаменитая компания во Франции, она занимается строительством, ей принадлежат почти все заправки... Богатейшая и известная компания. В проекте трассы Москва – Санкт-Петербург компания не проектирует дорогу, не строит, ее доля там самая маленькая – 10 процентов. Это был первый проект, в который Vinci вносила так мало денег, но получала большую прибыль. И вообще, что компания с таким именем делает в проекте, где нарушаются права человека, где грубо нарушаются законы РФ, я уж молчу про то, что там с экологией творится, в этом проекте. Это совершенно не европейский проект по многим параметрам.

–​ И что вам тогда удалось выяснить?

Мы выяснили, что российские бюджетные деньги перекачиваются в офшоры, один из которых принадлежит Ротенбергу

– Мы стали проводить вместе с Bankwatсh. И выяснилось, что через дочернюю структуру Vinci – компанию "СЗКК", деньги из российского Пенсионного фонда, из российского бюджета перекачиваются в офшорные зоны на Кипр, на Британские Виргинские острова, в разные офшорные компании. И одна из этих офшорных компаний принадлежит Аркадию Ротенбергу, близкому другу сами знаете кого. С этой информацией мы обратились во французскую антикоррупционную организацию Shеrpa. Это очень известная компания, которая занимается расследованиями дел, связанных с коррупцией. В основном она Африкой занимается. Но увидев наш кейс, они сказали: "Боже мой! Это же очень похоже на африканские коррупционные случаи. Мы берем!" И вот совместными усилиями мы составили иск в прокуратуру города Нантер.

–​ А почему прошло столько времени с тех пор?

Антикоррупционная компания Sherpa серьезно отнеслась к нашему кейсу

– Во Франции такая система. Там они сразу иски не принимают. Это у нас в России можно писать в прокуратуру, и никаких проблем. А там, если ты подал иск, и этот иск прокуратура проверила и признала, что он ничтожный, что там ничего важного нет, то это позор на всю оставшуюся жизнь. С тобой больше никто дела иметь не будет. Поэтому компания Sherpa очень серьезно отнеслась к нашему кейсу, все проверили, все перепроверили. И то, что наш иск был принят французской прокуратурой, говорит о многом. Понятно, что они отнеслись к этому серьезно.

С чего все началось?

– Следователи начали допрос свидетелей. Но до меня очередь дошла не сразу, они опрашивали тех, кто живет в Европе.

– ​Сколько всего свидетелей в этом деле?

Мой допрос длился 4 часа, это был самый серьезный допрос в моей жизни

– Этого они мне не сказали. У них тоже есть тайна следствия. Они вообще не очень-то открывают свои секреты, как они работают, как они ведут дело. Но что меня поразило – мой допрос длился 4 часа. Это был самый сложный, самый тяжелый допрос в моей жизни.

– ​Как все происходило и какие вопросы вам задавали?

Меня впечатлил уровень французской полиции – они очень много знают об этом деле

– Прежде всего, французская полиция выделила мне переводчика. Допрос был на русском, проходил в живом темпе. Переводчик – синхронист просто высочайшего класса. Вопросы, в основном, касались того, как компания Vinci смогла выиграть тендер в России. Потому что у ее дочерней компании "СЗКК" нет в этом никакого опыта. Эта компания была создана ровно под этот проект. До того, как выиграть тендер, Владимир Владимирович Путин встречался с руководством компании Vinci. Это тоже очень заинтересовало следствие, потому что все указывает на сговор. Было много вопросов о роли бывшего министра транспорта Игоря Левитина в выигрыше Vinci. И конечно, много вопросов про эту коррупционную схему – как выводились деньги из нашего Пенсионного фонда в офшорные структуры. Много было вопросов о связях наших чиновников и компании Vinci. На протяжении четырех часов с меня, как говорят, очень грамотно снимали информацию. Я вышла оттуда совершенно обессиленная. У меня было много допросов в России, но такого профессионализма я никогда не встречала. Меня, честно говоря, впечатлил уровень французской полиции. Когда я разговаривала с офицером, у меня сложилось впечатление, что он знает про этот проект не меньше меня. Потому что обычно, говоря со следователями в России, мне казалось, что вся информация у меня, а следователь не знает ничего. А здесь – нет. Он в курсе того, о чем со мной говорит.

Фрагмент схемы строительства автодороги через Химкинский лес

–​ Как Аркадий Ротенберг связан со строительством дороги через Химкинский лес? Он там в качестве кого присутствовал?

Весь проект дороги Москва – Санкт-Петербург – просто красивый повод отмыть деньги

– Официально его в этом проекте вообще не было. Что нам удалось найти? Коррупционную схему. Мы выяснили, что компания Vinci организовала фирмы в разных офшорных зонах. Этих офшоров очень много. И один из этих офшоров принадлежит Аркадию Ротенбергу, тому самому тренеру по дзюдо. Получается, что через компанию Vinci наши деньги из Пенсионного фонда, из бюджета, шли в дочернюю компанию Vinci "СЗЗК", а оттуда она их отправляла уже на Кипр господину Ротенбергу. Вот этот проект "трасса Москва – Санкт-Петербург" – это просто красивый повод, красивый метод отмыть деньги. И компания Vinci – просто ширма для отмывания денег для российского олигарха.

–​ А в чем заинтересованность французской стороны – раскрыть эту схему?

Им не хочется, чтобы Европа превращалась в Россию

– Им не хочется, чтобы их бизнес был коррумпированным. Им не хочется, чтобы Европа превращалась в Россию. Они совершенно не заинтересованы в том, чтобы их компании участвовали в таких вот коррупционных схемах. Им не нравится схема, в которой бенефициаром является российский олигарх, который попал в коррупционные списки. Их не устраивает, что нарушаются законы. А то, как компания Vinci выиграла тендер в России, совершенно незаконно.

–​ Каковы перспективы этого расследования во Франции?

– Пока что это первый случай по России. Были аналогичные расследования по Африке, и они заканчивались успешно. Я этот вопрос постоянно задаю и в полиции, и адвокатам Sherpa, но пока мне на него никто ответить не может. При этом говорят – смотри, иск приняли, расследование ведется, полиция постоянно приглашает кого-то на допрос. Самое главное, что вызвали меня. Это уже говорит о высокой заинтересованности в положительном развитии событий. Что грозит компании Vinci? Прежде всего, репутационные издержки и потери. Позор. Возможно, крупный штраф. Если мы доведем это дело до конца, это будет первый случай, когда обычная инициативная группа из Химок дошла до Европейского суда, до французской прокуратуры и сумела одержать победу.

–​ Дорогу, против строительства которой вы боролись, все же построили. Что сейчас там происходит?

Это просто золотая дорога

– Оказалось, что этой дорогой люди пользоваться не могут, потому что проехать по ней очень дорого. Это просто золотая дорога. Там в один конец проехать 10 км стоит 500 рублей. А вам же еще обратно надо вернуться. Получается 1000 рублей в день. А бензин, а амортизация?! И как стояла Ленинградка в пробках, так она и стоит. Как не был решен транспортный вопрос, так и не решен до сих пор. Итог какой? Экологическая ситуация, конечно, стала хуже. Потому что строительство этой трассы привело к еще большей застройке Химок. Ведется просто хищническое строительство. Город стал застраиваться совершенно жуткими темпами. Сейчас Химки больше на Шанхай похожи. Там очень тяжело жить. Транспортные проблемы чудовищные. Социальные проблемы тоже серьезные. Отдать ребенка в школу – проблема. Школ мало, а коммерческой застройки много. Дети учатся в три смены. Тяжелая ситуация с больницами – их не хватает.

–​ Каковы же итоги строительства этой дороги?

Выгоду от дороги получил только Аркадий Ротенберг

– Грубые нарушения прав человека – был убит журналист Михаил Бекетов, десятки людей, которые защищали Химкинский лес, были искалечены. Никто не понес за это наказания. Транспортный вопрос не решен, экология в регионе еще больше ухудшилась. Для чего была построена дорога? Единственный бенефициар всего этого – господин Аркадий Ротенберг. Собственно говоря, для того чтобы вывести деньги из Пенсионного фонда, из бюджета РФ, это все и затевалось. Больше никто никаких бонусов не получил.

–​ Два года назад вы с семьей переехали в Эстонию. Вы не жалеете о переезде? Как складывается ваша жизнь в Эстонии?

– Честно говоря, более благоприятного места для того, чтобы тыкать палочкой в нежное офшорное путинское подбрюшье, не найти. Здесь очень удобно работать. Мы развернули очень серьезную деятельность, и ностальгировать мне некогда. У меня постоянная связь с отечеством. Мы развернули проект Activatica.org –​ это такой фейсбук для активистов. Это место, куда вы можете положить свою информацию и будете уверены, что она распространится. Сейчас идет какой-то неимоверный рост количества инициативных групп по всей стране. Таких групп очень много в Москве. Даже движение дальнобойщиков –это из той же оперы. И наша задача – помогать таким группам всем, чем можем: и юридическая помощь, и, самое главное, распространение информации. Вот это занимает все мое время. Плюс, конечно, расследовательская деятельность.

Французских следователей заинтересовали коррупционные связи компании Vinci и российского олигарха Аркадия Ротенберга. Гражданская активистка Евгения Чирикова, боровшаяся против вырубки Химкинского леса и строительства дороги Москва - Петербург, побывала на допросе в Центральном отделе по борьбе с коррупцией полиции Франции. О том, как прошел допрос и к чему может привести инициированное ею расследование, Евгения Чирикова рассказала в интервью корреспонденту Радио Свободы.

Летом 2014 года защитники Химкинского леса совместно с французской антикоррупционной организацией Sherpa и Bankwatch CEE подали в прокуратуру города Нантер (пригород Парижа) совместный иск, заявив о возможных коррупционных проблемах, связанных с проектом трассы Москва - Санкт-Петербург. Одним из концессионеров проекта была французская компания Vinci, которая, как предполагают экологи, участвовала в офшорных схемах по выводу денег из российского бюджета. Одна из фирм - участниц схемы, по данным расследования, может принадлежать другу Владимира Путина Аркадию Ротенбергу. Изучив собранные документы, полиция решила изучить причастность французской компании к отмыванию денег.

Как вы попали на допрос в Центральный отдел по борьбе с коррупцией полиции Франции?

Этой истории много лет. Все началось с нашей борьбы за Химкинский лес. Несколько лет назад мы задались вопросом: а что, собственно, делает в этом проекте компания Vinci? Это страшно знаменитая компания во Франции, она занимается строительством, ей принадлежат почти все заправки... Богатейшая и известная компания.

В проекте трассы Москва - Санкт-Петербург компания не проектирует дорогу, не строит, ее доля там самая маленькая - 10 процентов. Это был первый проект, в который Vinci вносила так мало денег, но получала большую прибыль.

И вообще, что компания с таким именем делает в проекте, где нарушаются права человека, где грубо нарушаются законы РФ, я уж молчу про то, что там с экологией творится, в этом проекте. Это совершенно не европейский проект по многим параметрам.

И что вам тогда удалось выяснить?

Мы стали проводить расследование вместе с Bankwatсh. И выяснилось, что через дочернюю структуру Vinci - компанию "СЗКК", деньги из российского Пенсионного фонда, из российского бюджета перекачиваются в офшорные зоны на Кипр, на Британские Виргинские острова, в разные офшорные компании. И одна из этих офшорных компаний принадлежит Аркадию Ротенбергу, близкому другу сами знаете кого. С этой информацией мы обратились во французскую антикоррупционную организацию Shеrpa. Это очень известная компания, которая занимается расследованиями дел, связанных с коррупцией. В основном она Африкой занимается. Но увидев наш кейс, они сказали: "Боже мой! Это же очень похоже на африканские коррупционные случаи. Мы берем!" И вот совместными усилиями мы составили иск в прокуратуру города Нантер.

А почему прошло столько времени с тех пор?

Во Франции такая система. Там они сразу иски не принимают.

С тобой больше никто дела иметь не будет. Поэтому компания Sherpa очень серьезно отнеслась к нашему кейсу, все проверили, все перепроверили. И то, что наш иск был принят французской прокуратурой, говорит о многом. Понятно, что они отнеслись к этому серьезно.

С чего все началось?

Следователи начали допрос свидетелей. Но до меня очередь дошла не сразу, они опрашивали тех, кто живет в Европе.

Сколько всего свидетелей в этом деле?

Этого они мне не сказали. У них тоже есть тайна следствия. Они вообще не очень-то открывают свои секреты, как они работают, как они ведут дело. Но что меня поразило - мой допрос длился 4 часа. Это был самый сложный, самый тяжелый допрос в моей жизни.

Как все происходило и какие вопросы вам задавали?

Прежде всего, французская полиция выделила мне переводчика. Допрос был на русском, проходил в живом темпе. Переводчик - синхронист просто высочайшего класса.

Вопросы, в основном, касались того, как компания Vinci смогла выиграть тендер в России. Потому что у ее дочерней компании "СЗКК" нет в этом никакого опыта. Эта компания была создана ровно под этот проект.

До того, как выиграть тендер, Владимир Владимирович Путин встречался с руководством компании Vinci. Это тоже очень заинтересовало следствие, потому что все указывает на сговор. Было много вопросов о роли бывшего министра транспорта Игоря Левитина в выигрыше Vinci. И конечно, много вопросов про эту коррупционную схему - как выводились деньги из нашего Пенсионного фонда в офшорные структуры. Много было вопросов о связях наших чиновников и компании Vinci. На протяжении четырех часов с меня, как говорят, очень грамотно снимали информацию. Я вышла оттуда совершенно обессиленная. У меня было много допросов в России, но такого профессионализма я никогда не встречала. Меня, честно говоря, впечатлил уровень французской полиции. Когда я разговаривала с офицером, у меня сложилось впечатление, что он знает про этот проект не меньше меня. Потому что обычно, говоря со следователями в России, мне казалось, что вся информация у меня, а следователь не знает ничего. А здесь - нет. Он в курсе того, о чем со мной говорит.

Как Аркадий Ротенберг связан со строительством дороги через Химкинский лес? Он там в качестве кого присутствовал?

Официально его в этом проекте вообще не было. Что нам удалось найти? Коррупционную схему. Мы выяснили, что компания Vinci организовала фирмы в разных офшорных зонах. Этих офшоров очень много. И один из этих офшоров принадлежит Аркадию Ротенбергу, тому самому тренеру по дзюдо. Получается, что через компанию Vinci наши деньги из Пенсионного фонда, из бюджета, шли в дочернюю компанию Vinci "СЗЗК", а оттуда она их отправляла уже на Кипр господину Ротенбергу. Вот этот

проект "трасса Москва - Санкт-Петербург" - это просто красивый повод, красивый метод отмыть деньги. И компания Vinci - просто ширма для отмывания денег для российского олигарха.

А в чем заинтересованность французской стороны - раскрыть эту схему?

Им не хочется, чтобы их бизнес был коррумпированным. Им не хочется, чтобы Европа превращалась в Россию. Они совершенно не заинтересованы в том, чтобы их компании участвовали в таких вот коррупционных схемах. Им не нравится схема, в которой бенефициаром является российский олигарх, который попал в коррупционные списки. Их не устраивает, что нарушаются законы. А то, как компания Vinci выиграла тендер в России, совершенно незаконно.

Каковы перспективы этого расследования во Франции?

Пока что это первый случай по России. Были аналогичные расследования по Африке, и они заканчивались успешно. Я этот вопрос постоянно задаю и в полиции, и адвокатам Sherpa, но пока мне на него никто ответить не может. При этом говорят - смотри, иск приняли, расследование ведется, полиция постоянно приглашает кого-то на допрос. Самое главное, что вызвали меня. Это уже говорит о высокой заинтересованности в положительном развитии событий. Что грозит компании Vinci? Прежде всего, репутационные издержки и потери. Позор. Возможно, крупный штраф. Если мы доведем это дело до конца, это будет первый случай, когда обычная инициативная группа из Химок дошла до Европейского суда, до французской прокуратуры и сумела одержать победу.

Дорогу, против строительства которой вы боролись, все же построили. Что сейчас там происходит?

Оказалось, что этой дорогой люди пользоваться не могут, потому что проехать по ней очень дорого.

И как стояла Ленинградка в пробках, так она и стоит. Как не был решен транспортный вопрос, так и не решен до сих пор. Итог какой? Экологическая ситуация, конечно, стала хуже. Потому что строительство этой трассы привело к еще большей застройке Химок. Ведется просто хищническое строительство. Город стал застраиваться совершенно жуткими темпами. Сейчас Химки больше на Шанхай похожи. Там очень тяжело жить. Транспортные проблемы чудовищные. Социальные проблемы тоже серьезные. Отдать ребенка в школу - проблема. Школ мало, а коммерческой застройки много. Дети учатся в три смены. Тяжелая ситуация с больницами - их не хватает.

С 15 ноября этого года фуры массой свыше 12 т должны будут платить за проезд по федеральным трассам. Пикантность в том, что по заключенному без конкурса концессионному соглашению трассы обустроит и будет обслуживать компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) - совместное предприятие инвестфонда «РТ-инвест» и бизнесмена Игоря Ротенберга.

РТИТС является оператором системы взимания платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам, которая должна заработать в ноябре этого года.

Согласно намерению Минтранса, за счет собранных с фур средств государство будет расплачиваться с РТИТС за создание и обслуживание системы, а также пополнять дорожный фонд. Предварительные сборы составят 50-60 млрд рублей в год, из этой суммы 10 млрд будет получать компания Ротенберга. Фуры возят продукты и другие товары, которые, следовательно, станут после реализации проекта дороже.

Росавтодор прогнозировал, что сборы составят 50–60 млрд руб. в год, РТИТС по концессионному соглашению ежегодно причитается по 10,6 млрд руб., остальное – дополнительные доходы дорожного фонда, который на эти средства мог бы поддержать дорожное хозяйство в регионах.

Есть еще одна проблема: Минэкономразвития предлагает 64 коп./ км, но «Росавтодор» лоббирует 94 коп.

Помимо этого, «Газпромбанк» предоставит на реализацию проекта РТИТС 27 млрд руб. Получается, что Чемезов преподнес Ротенбергу «на блюдечке с голубой каемочкой» долю в бизнесе, в который будет вложено почти 30 млрд. руб., по сути, бюджетных денег, так как Газпромбанк подконтролен государству.

«Ротенбергизация»

Незадолго до этого выяснилось, что Игорь Ротенберг увеличит долю в ООО «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) с 25 до 50%. При этом именно глава «Ростеха» Сергей Чемезов лично пролоббировал, чтобы РТИТС стала оператором этой системы.

РТИТС принадлежала госкорпорации «Ростех» (50,01%) и «РТ-инвесту», 25,01% которого владеет тот же «Ростех», а 74,99% – у ООО «Царицын капитал», владельцами которого значатся Андрей Шипелов и Вадим Агафонов. Однако в 2014 году госкорпорация продала 25% РТИТС «РТ-инвесту», а тот – Игорю Ротенбергу. Семья Ротенбергов весьма активно занимается дорожным строительством. Так что дальнейшая деятельность РТИТС вполне совпадает с его финансовыми интересами.

Отметим, что Чемезов не только дружит с Ротенбергами, но и соседствует – особняками.

«Долгой длинною…»

Кстати, концессионером головного участка дороги является «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК). 50 % СЗКК принадлежит французской компании Vinci, а другие 50 % - российским акционерам, в числе которых структуры петербургского предпринимателя Аркадия Ротенберга (последний приобрёл этот пакет в декабре 2010 года у акционеров компании «Н-транс»). В апреле 2010 года в рамках финансового закрытия по проекту строительства головного участка «Северо-Западной концессионной компанией» был подписан кредитный договор с «Внешэкономбанком» и «Сбербанком России», в соответствии с которым банки предоставят СЗКК для реализации проекта кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Средства банками будут выделены в равном объёме (по 14,6 млрд рублей каждый). Ещё 23 млрд рублей будет выделено из федерального инвестфонда. Оставшуюся часть финансирования концессионер рассчитывает привлечь за счёт размещения инфраструктурных облигаций. В общем, все за госсчет.

В середине февраля 2014 года Счетная палата (СП) опубликовала данные аудиторской проверки строительства первой очереди автодороги «Москва-Санкт-Петербург» на участке 258-334 км (обход города Вышний Волочек в Тверской области). Так вот, в ходе этой проверки стало ясно, что завышение сметы на строительство участка платной дороги «Москва-Санкт-Петербург» в Тверской области составило 6,6 млрд руб.

В конце прошлого года конкурсная комиссия ГК «Автодор» признала «Мостотрест» Ротенберга победителем «открытого» конкурса на финансирование, строительство и эксплуатацию на платной основе скоростной автомобильной дороги М11 Москва - Санкт-Петербург на участке 208-258-й км в Тверской области. Заявка «Мостотреста» набрала 68,81 балла, «Автобана» - 62,09 балла.

Отметим, платная дорога для «двух столиц» официально признана самым дорогим проектом программы деятельности госкомпании «Автодор» до 2020 года. Так, ее (дороги Москва-Петербург) общая стоимость - 500 млрд рублей, в том числе 84,4 млрд - частные инвестиции. Получается больше 4/5 за дорогу заплатит государства, а 50% прибыли будет отходит частным инвесторам во главе с Ройтенбергом.

Почему же победа за структурами Ротенберга, ведь наименьшую стоимость строительства предложил «Автобан» - 31,032 млрд руб., базовый ежегодный эксплуатационный платеж - на уровне 8,825 млрд руб. Предложение стоимости строительства объекта у «Мостотреста» тогда оказалось на уровне 32,306 млрд руб., сумма базовых ежегодных эксплуатационных платежей - на уровне 9,187 млрд руб. Но конкурсная комиссия выбрала Ротенберга… Поговаривают, что решение пролоббировал глава «Автодора» Сергей Кельбах.

Вместе Кельбах и Ротенберг «трудятся» в освоении бюджета по связке Крыма с Краснодарским краем. В программу деятельности госкомпании «Автодор» до 2020 года был включен транспортный переход через Керченский пролив, стоимость которого оценивается от 50 млрд до 200 млрд руб! А «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга без конкурса будет строить мост.

«Лизость к телу»

Аркадия Ротенберга не без основания называют близким к Кремлю человеком. Напомним, компания «Стройгазмонтаж» появилась в 2007 году и уже в 2009 г. ворвалась в тройку лидеров среди нефтегазовых подрядчиков! Ее выручка по РСБУ - почти 89 млрд руб., гласят данные Росстата. Это самая большая выручка в разделе «Строительство» по показателям Росстата, которые есть в базе «СПАРК-Интерфакса». А консолидированная выручка компании - 100,3 млрд руб., говорит близкий к «Стройгазмонтажу» источник.

Более того, «Стройгазмонтажа» реализовывал проекты группы «Газпром»: олимпийский газопровод Джубга - Лазаревское - Сочи, российские участки для Nord Stream, стройка десятилетия Сахалин - Хабаровск - Владивосток (только первая очередь - около 210 млрд руб.) и проч. Поговаривают, что Ротенберг участвовал в хищении леса в Ленобласти.

За счет россиян

Напомним, что 23 сентября 2014 года итальянские власти наложили арест на имущество Аркадия Ротенберга. В список опечатанной недвижимости вошли элитный отель «Berg Luxury» в Риме, квартира в Кальяри, вилла в городе Вилласимиус, вилла в Тарквинии, две виллы в Арзакене, а также две компании: зарегистрированная на Кипре Olpon Investment Limited и римская Aurora 31. Общая стоимость арестованного имущества, по данным Reuters, составила 30 млн евро.

В связи с этим Государственная дума приняла так называемый «закон Ротенберга», согласно которому потери от конфискации имущества российских граждан будут возмещаться из государственного бюджета.

Отметим, что число жителей России с доходами ниже прожиточного минимума повысилось до 23 млн человек. В том числе, эти люди будут платить за виллы Ротенберга.

Ротенберг фактически приватизирует Россию, высасывая все «соки» из государства, пользуюсь дружескими связями в Кремле. Но не стоит забывать, что обвиненный в коррупции основатель «Межпромбанка» Сергей Пугачев тоже близок к высокопоставленным лицам, что силовиков не останавливает.

Общественность надеется, что «беспредел» в стране будет остановлен. Ведь когда перестает действовать закон, люди сами берут в руки свое будущее. В Москве стоит над этим подумать.

Сын Ротенберга соберет плату с грузовиков при помощи «Платона»

Систему сбора платы с грузовых машин за проезд по федеральным трассам, которая заработает в России с середины ноября, назвали «Платон». Об этом рассказал на презентации в Ростове-на-Дону гендиректор «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС, оператор системы)

РТИТС, 50 процентов в которой принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю, разработала систему и будет ее эксплуатировать и обслуживать в течение 13 лет. За это государство по договору концессии с РТИТС будет платить компании 10,6 миллиарда рублей в год из средств, собранных за проезд, остальное будет идти в федеральный дорожный фонд для ремонта федеральных трасс. Исходя из утвержденного правительством тарифа, в течение первого года планируется собрать 50 миллиардов рублей.

"Собирать деньги в пользу государства будет компания «РТ-Инвест транспортные системы» — с ней заключено концессионное соглашение сроком на 13 лет."
на РБК есть интересное дополение:
"Проект без конкурса получила компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), которая на 50% принадлежит структурам «Ростеха», на 50% — сыну Аркадия Ротенберга Игорю."
вывод - государство заставляет платить тройной налог за одно и тоже. Делая в очередной раз, так что бы богатые становились богаче, а бедные беднее... А собранные деньги будут выводится на Запад и в оффшоры.

Минтранс и «Росавтодор» без конкурса дадут денег из бюджета «РТ-инвест транспортные системы» Игоря Ротенберга для строительства терминалов, взымающих налог с дальнобойщиков. Борцы с коррупцией обращают внимание на то, что частно-государственный симбиоз решил собирать дополнительный налог вместо ремонта магистралей.

С 15 ноября этого года фуры массой свыше 12 т должны будут платить за проезд по федеральным трассам. Пикантность в том, что по заключенному без конкурса концессионному соглашению трассы обустроит и будет обслуживать компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) - совместное предприятие инвестфонда «РТ-инвест» и бизнесмена Игоря Ротенберга.

РТИТС является оператором системы взимания платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам, которая должна заработать в ноябре этого года.

Согласно намерению Минтранса, за счет собранных с фур средств государство будет расплачиваться с РТИТС за создание и обслуживание системы, а также пополнять дорожный фонд. Предварительные сборы составят 50-60 млрд рублей в год, из этой суммы 10 млрд будет получать компания Ротенберга. Фуры возят продукты и другие товары, которые, следовательно, станут после реализации проекта дороже.

Росавтодор прогнозировал, что сборы составят 50-60 млрд руб. в год, РТИТС по концессионному соглашению ежегодно причитается по 10,6 млрд руб., остальное - дополнительные доходы дорожного фонда, который на эти средства мог бы поддержать дорожное хозяйство в регионах.

Есть еще одна проблема: Минэкономразвития предлагает 64 коп./ км, но «Росавтодор» лоббирует 94 коп.

Помимо этого, «Газпромбанк» предоставит на реализацию проекта РТИТС 27 млрд руб. Получается, что Чемезов преподнес Ротенбергу «на блюдечке с голубой каемочкой» долю в бизнесе, в который будет вложено почти 30 млрд. руб., по сути, бюджетных денег, так как Газпромбанк подконтролен государству.

«Ротенбергизация»

Незадолго до этого выяснилось, что Игорь Ротенберг увеличит долю в ООО «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) с 25 до 50%. При этом именно глава «Ростеха» Сергей Чемезов лично пролоббировал, чтобы РТИТС стала оператором этой системы .

РТИТС принадлежала госкорпорации «Ростех» (50,01%) и «РТ-инвесту», 25,01% которого владеет тот же «Ростех», а 74,99% - у ООО «Царицын капитал», владельцами которого значатся Андрей Шипелов и Вадим Агафонов. Однако в 2014 году госкорпорация продала 25% РТИТС «РТ-инвесту», а тот - Игорю Ротенбергу. Семья Ротенбергов весьма активно занимается дорожным строительством. Так что дальнейшая деятельность РТИТС вполне совпадает с его финансовыми интересами.

«Долгой длинною…»

Кстати, концессионером головного участка дороги является «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК). 50 % СЗКК принадлежит французской компании Vinci, а другие 50 % — российским акционерам, в числе которых структуры петербургского предпринимателя Аркадия Ротенберга (последний приобрёл этот пакет в декабре 2010 года у акционеров компании «Н-транс») . В апреле 2010 года в рамках финансового закрытия по проекту строительства головного участка «Северо-Западной концессионной компанией» был подписан кредитный договор с «Внешэкономбанком» и «Сбербанком России», в соответствии с которым банки предоставят СЗКК для реализации проекта кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Средства банками будут выделены в равном объёме (по 14,6 млрд рублей каждый). Ещё 23 млрд рублей будет выделено из федерального инвестфонда. Оставшуюся часть финансирования концессионер рассчитывает привлечь за счёт размещения инфраструктурных облигаций . В общем, все за госсчет.

В середине февраля 2014 года Счетная палата (СП) опубликовала данные аудиторской проверки строительства первой очереди автодороги «Москва-Санкт-Петербург» на участке 258-334 км (обход города Вышний Волочек в Тверской области). Так вот, в ходе этой проверки стало ясно, что завышение сметы на строительство участка платной дороги «Москва-Санкт-Петербург» в Тверской области составило 6,6 млрд руб .

В конце прошлого года конкурсная комиссия ГК «Автодор» признала «Мостотрест» Ротенберга победителем «открытого» конкурса на финансирование, строительство и эксплуатацию на платной основе скоростной автомобильной дороги М11 Москва - Санкт-Петербург на участке 208-258-й км в Тверской области. Заявка «Мостотреста» набрала 68,81 балла, «Автобана» - 62,09 балла.

Отметим, платная дорога для «двух столиц» официально признана самым дорогим проектом программы деятельности госкомпании «Автодор» до 2020 года. Так, ее (дороги Москва—Петербург) общая стоимость — 500 млрд рублей, в том числе 84,4 млрд — частные инвестиции. Получается больше 4/5 за дорогу заплатит государства, а 50% прибыли будет отходит частным инвесторам во главе с Ройтенбергом.

Почему же победа за структурами Ротенберга, ведь наименьшую стоимость строительства предложил «Автобан» - 31,032 млрд руб., базовый ежегодный эксплуатационный платеж - на уровне 8,825 млрд руб. Предложение стоимости строительства объекта у «Мостотреста» тогда оказалось на уровне 32,306 млрд руб., сумма базовых ежегодных эксплуатационных платежей - на уровне 9,187 млрд руб. Но конкурсная комиссия выбрала Ротенберга… Поговаривают, что решение пролоббировал глава «Автодора» Сергей Кельбах.

Вместе Кельбах и Ротенберг «трудятся» в освоении бюджета по связке Крыма с Краснодарским краем. В программу деятельности госкомпании «Автодор» до 2020 года был включен транспортный переход через Керченский пролив,стоимость которого оценивается от 50 млрд до 200 млрд руб ! А «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга без конкурса будет строить мост .

«Лизость к телу»

Аркадия Ротенберга не без основания называют близким к Кремлю человеком. Напомним, компания «Стройгазмонтаж» появилась в 2007 году и уже в 2009 г. ворвалась в тройку лидеров среди нефтегазовых подрядчиков! Ее выручка по РСБУ — почти 89 млрд руб., гласят данные Росстата. Это самая большая выручка в разделе «Строительство» по показателям Росстата, которые есть в базе «СПАРК-Интерфакса». А консолидированная выручка компании — 100,3 млрд руб., .

Более того, «Стройгазмонтажа» реализовывал проекты группы «Газпром»: олимпийский газопровод Джубга — Лазаревское — Сочи, российские участки для Nord Stream, стройка десятилетия Сахалин — Хабаровск — Владивосток (только первая очередь — около 210 млрд руб.) и проч. Поговаривают, что Ротенберг участвовал в хищении леса в Ленобласти .

За счет россиян

Напомним, что 23 сентября 2014 года итальянские власти наложили арест на имущество Аркадия Ротенберга. В список опечатанной недвижимости вошли элитный отель «Berg Luxury» в Риме, квартира в Кальяри, вилла в городе Вилласимиус, вилла в Тарквинии, две виллы в Арзакене, а также две компании: зарегистрированная на Кипре Olpon Investment Limited и римская Aurora 31. Общая стоимость арестованного имущества, по данным Reuters, составила 30 млн евро.

В связи с этим Государственная дума приняла так называемый «закон Ротенберга», согласно которому потери от конфискации имущества российских граждан будут возмещаться из государственного бюджета .

Отметим, что число жителей России с доходами ниже прожиточного минимума повысилось до 23 млн человек . В том числе, эти люди будут платить за виллы Ротенберга.

Ротенберг фактически приватизирует Россию, высасывая все «соки» из государства, пользуюсь дружескими связями в Кремле. Но не стоит забывать, что обвиненный в коррупции основатель «Межпромбанка» Сергей Пугачев тоже близок к высокопоставленным лицам, что силовиков не останавливает .

Общественность надеется, что «беспредел» в стране будет остановлен. Ведь когда перестает действовать закон, люди сами берут в руки свое будущее. В Москве стоит над этим подумать.

Переехавшая в Эстонию российская гражданская активистка Евгения Чирикова, боровшаяся против вырубки Химкинского леса и строительства дороги Москва – Петербург, побывала на допросе в Центральном отделе по борьбе с коррупцией полиции Франции. Французских следователей заинтересовали коррупционные связи компании Vinci и российского олигарха Аркадия Ротенберга.

Летом 2014 года защитники Химкинского леса совместно с французской антикоррупционной организацией Sherpa и Bankwatch CEE подали в прокуратуру города Нантер (пригород Парижа) совместный иск , заявив о возможных коррупционных проблемах, связанных с проектом трассы Москва – Санкт-Петербург. Одним из концессионеров проекта была французская компания Vinci, которая, как предполагают экологи, участвовала в офшорных схемах по выводу денег из российского бюджета. Одна из фирм – участниц схемы, по данным расследования, может принадлежать другу Владимира Путина Аркадию Ротенбергу . Изучив собранные документы, полиция решила изучить причастность французской компании к отмыванию денег.

О том, как прошел допрос и к чему может привести инициированное ею расследование, рассказала в интервью Радио Свобода:

Как вы попали на допрос в Центральный отдел по борьбе с коррупцией полиции Франции?

– Этой истории много лет. Все началось с нашей борьбы за Химкинский лес. Несколько лет назад мы задались вопросом: а что, собственно, делает в этом проекте компания Vinci? Это страшно знаменитая компания во Франции, она занимается строительством, ей принадлежат почти все заправки… Богатейшая и известная компания.

В проекте трассы Москва – Санкт-Петербург компания не проектирует дорогу, не строит, ее доля там самая маленькая – 10 процентов. Это был первый проект, в который Vinci вносила так мало денег, но получала большую прибыль. И вообще, что компания с таким именем делает в проекте, где нарушаются права человека, где грубо нарушаются законы РФ, я уж молчу про то, что там с экологией творится, в этом проекте. Это совершенно не европейский проект по многим параметрам.

И что вам тогда удалось выяснить?

– Мы стали проводитьвместе с Bankwatсh. И выяснилось, что через дочернюю структуру Vinci – компанию «СЗКК», деньги из российского Пенсионного фонда, из российского бюджета перекачиваются в офшорные зоны на Кипр, на Британские Виргинские острова, в разные офшорные компании. И одна из этих офшорных компаний принадлежит Аркадию Ротенбергу, близкому другу сами знаете кого. С этой информацией мы обратились во французскую антикоррупционную организацию Shеrpa. Это очень известная компания, которая занимается расследованиями дел, связанных с коррупцией. В основном она Африкой занимается. Но увидев наш кейс, они сказали: «Боже мой! Это же очень похоже на африканские коррупционные случаи. Мы берем!» И вот совместными усилиями мы составили иск в прокуратуру города Нантер.

А почему прошло столько времени с тех пор?

– Во Франции такая система. Там они сразу иски не принимают. Это у нас в России можно писать в прокуратуру, и никаких проблем. А там, если ты подал иск, и этот иск прокуратура проверила и признала, что он ничтожный, что там ничего важного нет, то это позор на всю оставшуюся жизнь. С тобой больше никто дела иметь не будет. Поэтому компания Sherpa очень серьезно отнеслась к нашему кейсу, все проверили, все перепроверили. И то, что наш иск был принят французской прокуратурой, говорит о многом. Понятно, что они отнеслись к этому серьезно.

С чего все началось?

– Следователи начали допрос свидетелей. Но до меня очередь дошла не сразу, они опрашивали тех, кто живет в Европе.

Сколько всего свидетелей в этом деле?

– Этого они мне не сказали. У них тоже есть тайна следствия. Они вообще не очень-то открывают свои секреты, как они работают, как они ведут дело. Но что меня поразило – мой допрос длился 4 часа. Это был самый сложный, самый тяжелый допрос в моей жизни.

Как все происходило и какие вопросы вам задавали?

– Прежде всего, французская полиция выделила мне переводчика. Допрос был на русском, проходил в живом темпе. Переводчик – синхронист просто высочайшего класса. Вопросы, в основном, касались того, как компания Vinci смогла выиграть тендер в России. Потому что у ее дочерней компании «СЗКК» нет в этом никакого опыта. Эта компания была создана ровно под этот проект. До того, как выиграть тендер, Владимир Владимирович Путин встречался с руководством компании Vinci. Это тоже очень заинтересовало следствие, потому что все указывает на сговор. Было много вопросов о роли бывшего министра транспорта Игоря Левитина в выигрыше Vinci. И конечно, много вопросов про эту коррупционную схему – как выводились деньги из нашего Пенсионного фонда в офшорные структуры. Много было вопросов о связях наших чиновников и компании Vinci.

На протяжении четырех часов с меня, как говорят, очень грамотно снимали информацию. Я вышла оттуда совершенно обессиленная. У меня было много допросов в России, но такого профессионализма я никогда не встречала. Меня, честно говоря, впечатлил уровень французской полиции. Когда я разговаривала с офицером, у меня сложилось впечатление, что он знает про этот проект не меньше меня. Потому что обычно, говоря со следователями в России, мне казалось, что вся информация у меня, а следователь не знает ничего. А здесь – нет. Он в курсе того, о чем со мной говорит.

Как Аркадий Ротенберг связан со строительством дороги через Химкинский лес? Он там в качестве кого присутствовал?

– Официально его в этом проекте вообще не было. Что нам удалось найти? Коррупционную схему. Мы выяснили, что компания Vinci организовала фирмы в разных офшорных зонах. Этих офшоров очень много. И один из этих офшоров принадлежит Аркадию Ротенбергу, тому самому тренеру по дзюдо. Получается, что через компанию Vinci наши деньги из Пенсионного фонда, из бюджета, шли в дочернюю компанию Vinci «СЗЗК», а оттуда она их отправляла уже на Кипр господину Ротенбергу. Вот этот проект «трасса Москва – Санкт-Петербург» – это просто красивый повод, красивый метод отмыть деньги. И компания Vinci – просто ширма для отмывания денег для российского олигарха.

А в чем заинтересованность французской стороны – раскрыть эту схему?

– Им не хочется, чтобы их бизнес был коррумпированным. Им не хочется, чтобы Европа превращалась в Россию. Они совершенно не заинтересованы в том, чтобы их компании участвовали в таких вот коррупционных схемах. Им не нравится схема, в которой бенефициаром является российский олигарх, который попал в коррупционные списки. Их не устраивает, что нарушаются законы. А то, как компания Vinci выиграла тендер в России, совершенно незаконно.

Каковы перспективы этого расследования во Франции?

– Пока что это первый случай по России. Были аналогичные расследования по Африке, и они заканчивались успешно. Я этот вопрос постоянно задаю и в полиции, и адвокатам Sherpa, но пока мне на него никто ответить не может. При этом говорят – смотри, иск приняли, расследование ведется, полиция постоянно приглашает кого-то на допрос. Самое главное, что вызвали меня. Это уже говорит о высокой заинтересованности в положительном развитии событий. Что грозит компании Vinci? Прежде всего, репутационные издержки и потери. Позор. Возможно, крупный штраф. Если мы доведем это дело до конца, это будет первый случай, когда обычная инициативная группа из Химок дошла до Европейского суда, до французской прокуратуры и сумела одержать победу.

Дорогу, против строительства которой вы боролись, все же построили. Что сейчас там происходит?

– Оказалось, что этой дорогой люди пользоваться не могут, потому что проехать по ней очень дорого. Это просто золотая дорога. Там в один конец проехать 10 км стоит 500 рублей. А вам же еще обратно надо вернуться. Получается 1000 рублей в день. А бензин, а амортизация?! И как стояла Ленинградка в пробках, так она и стоит. Как не был решен транспортный вопрос, так и не решен до сих пор. Итог какой? Экологическая ситуация, конечно, стала хуже. Потому что строительство этой трассы привело к еще большей застройке Химок.

Ведется просто хищническое строительство. Город стал застраиваться совершенно жуткими темпами. Сейчас Химки больше на Шанхай похожи. Там очень тяжело жить. Транспортные проблемы чудовищные. Социальные проблемы тоже серьезные. Отдать ребенка в школу – проблема. Школ мало, а коммерческой застройки много. Дети учатся в три смены. Тяжелая ситуация с больницами – их не хватает.

Каковы же итоги строительства этой дороги?

– Грубые нарушения прав человека – был убит журналист Михаил Бекетов, десятки людей, которые защищали Химкинский лес, были искалечены. Никто не понес за это наказания. Транспортный вопрос не решен, экология в регионе еще больше ухудшилась. Для чего была построена дорога? Единственный бенефициар всего этого – господин Аркадий Ротенберг. Собственно говоря, для того чтобы вывести деньги из Пенсионного фонда, из бюджета РФ, это все и затевалось. Больше никто никаких бонусов не получил.

Два года назад вы с семьей переехали в Эстонию. Вы не жалеете о переезде? Как складывается ваша жизнь в Эстонии?

– Честно говоря, более благоприятного места для того, чтобы тыкать палочкой в нежное офшорное путинское подбрюшье, не найти. Здесь очень удобно работать. Мы развернули очень серьезную деятельность, и ностальгировать мне некогда. У меня постоянная связь с отечеством. Мы развернули проект Activatica.org – это такой фейсбук для активистов. Это место, куда вы можете положить свою информацию и будете уверены, что она распространится.

Сейчас идет какой-то неимоверный рост количества инициативных групп по всей стране. Таких групп очень много в Москве. Даже движение дальнобойщиков –это из той же оперы. И наша задача – помогать таким группам всем, чем можем: и юридическая помощь, и, самое главное, распространение информации. Вот это занимает все мое время. Плюс, конечно, расследовательская деятельность.