Обязательное страхование или зачем нужен осаго? Осаго — это обязательное страхование.

  • 08.03.2024

Сегодня страхование автомобиля – не роскошь, а необходимость. Обязательный вид автострахования – ОСАГО, добровольный – КАСКО. Страховки отличаются друг от друга, поэтомудажеесли есть КАСКО, ОСАГО нужно обязательно оформлять

Масло масляное, или зачем платить дважды?

В законе четко прописано, что ОСАГО – это обязательный вид страхования машины . А значит, полис должен быть у каждого водителя. Без него ездить просто нельзя, иначе придется платить штраф.

Изображение 1: Выписка из статьи 12.37 КоАП РФ

ОСАГО подразумевает выплату страхового вознаграждения в случае виновности автовладельца. То есть при наступлении ДТП, страховщик покрывает расходы на ремонт машины пострадавшей стороны. А виновнику аварии приходится ремонтировать авто за свой счет. Максимальная сумма обязательных выплат – 400 тыс. руб.

КАСКО оформляется на добровольной основе. Страховые случаи по этой страховке намного шире – угон, хищение, нанесение ущерба и т.п. Можно включить дополнительные услуги – выезд аварийного комиссара, эвакуация, сбор документов и пр.

Стоимость полиса зависит от разных факторов – года выпуска авто, затрат на ремонт и пр., поэтому он может влететь в копеечку. Но с другой стороны, при наступлении ДТП такая страховка способна хорошо выручить. Так как страховщик покрывает расходы на ремонт машины владельца полиса КАСКО. Единственно, затраты на проведение ремонтных работ не должны превышать страховой суммы, на которую застраховано транспортное средства.

В каско не важно кто виновник. Выплата производится только владельцу полиса каско и не важно виноват он или нет.

Важно! Если подумать логически, получается, что полис ОСАГО и вовсе не нужен, ведь КАСКО покрывает ущерб, только владельцу полиса КАСКО, и сумма страхового возмещения намного выше. Несмотря на это, даже если есть КАСКО, нужно ОСАГО в обязательном порядке!

Рассчитать стоимость ОСАГО у нас в страховом брокере.
Надежные компании и бесплатная доставка!

Нужно ли ОСАГО, если есть КАСКО, или какой вариант страховки лучше?

Мы выяснили, что полис ОСАГО – обязательный атрибут каждого водителя, а оформление КАСКО является сугубо добровольным делом. Так стоит ли дополнительно страховать один и тот же автомобиль? Проведем сравнительный анализ.

Таблица 1: Сравнительные характеристики двух видов автострахования
Вид ОСАГО КАСКО
Основа Обязательная Добровольная
Тарифы Тарифы устанавливаются государством Страховщик сам определяет базовый тариф
Стоимость Страховка относительно доступна большинству людей. Разброс цен между страховыми компаниями – 20% Стоит сравнительно дорого, по карману не всем. Цены могут значительно различаться
Страховые случаи Причинение ущерба ТС, вреда здоровью водителя и пассажиров. Страхует ваше имущество — покрывает ущерб, причиненный вашему имуществу третьими лицами. Угон, хищение, нанесение ущерба авто, вреда здоровью водителя и пассажиров. Страхует ваше имущество — покрывает ущерб, причиненный вашему имуществу третьими лицами.
Страховые выплаты Покрываются затраты на ремонт только пострадавшей стороны. Выплата производится с учетом средней стоимости ремонта с учетом износа Ущерб возмещается только владельцу полиса КАСКО
Возраст авто Возраст ТС не имеет значения Страхованию подлежат только машины не старше 10 лет

Из таблицы видно, что оба вида страхования имеют свои плюсы и минусы. Поэтому мы рекомендуем добровольно страховать свой автомобиль, если он стоит слишком дорого. Так будет спокойнее в финансовом и моральном планах. Рассчитать приблизительную стоимость страховки можно на нашем .

В других случаях нет смысла переплачивать за то, что уже предусмотрено обязательным полисом. Вопрос, нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО, можно считать закрытым.

А стоит ли добровольно страховать автомобиль?

Хоть КАСКО и стоит недешево, где-то 10% от цены транспортного средства, зато договором гарантируются выплаты не только при наступлении страхового случая, но и при форс-мажорных обстоятельствах. Ущерб возмещается деньгами или ремонтом.

В некоторых случаях, например, при покупке авто в кредит, КАСКО является обязательным условием. Это связано с тем, что банки стараются себя обезопасить. Если отказаться от оформления полиса, кредит могут не дать.

Но если посмотреть с другой стороны, будущему владельцу новенького авто лучше согласиться с банком и оформить «доброволку». Ремонт новых автомобилей стоит достаточно дорого, а ведь если произойдет ДТП по его вине, то согласно ОСАГО покрывать ущерб, нанесенный своей машине, придется самому!

Взяли машину в кредит и думаете, нужно ли оформлять ОСАГО, если есть КАСКО? Конечно, надо. Наличие добровольной страховки не освобождает от обязательного страхования.

«Обязаловка» тоже имеет свои плюсы. Например, скидки за безаварийное вождение (), страховые выплаты даже при банкротстве страховщика.

Какую страховку использовать при ДТП?

Изображение 2: КАСКО или ОСАГО

Если оба полиса на руках, при ДТП возникает вопрос, по какому из них лучше получить страховое возмещение?

  • Условия страхового договора.
  • Масштаб повреждений.
  • Кто страховщик.
  • Обстоятельства аварии.
  • Скорость выплаты («доброволка» оплачивается быстрее).

Важно! Если вы не виновник ДТП и сумма ущерба меньше 400т. руб. лучше воспользоваться ОСАГО. Так как если вы решите получать выплату по КАСКО, то в следующем году полис КАСКО будет для вас существенно дороже.

Независимо от того, кто является виновником аварии, у страхователя должен быть обязательный полис. Поэтому не надо сомневаться, нужно ли делать ОСАГО, если есть КАСКО. Иначе с выплатой могут возникнуть проблемы.

Внимание! Чтобы не было проблем со страховым возмещением, в полис КАСКО надо вписать водителей, допущенных к управлению. Если за рулем будет лицо, не обозначенное в полисе, выплаты не будет. Если неизвестно, кто будет управлять машиной, рекомендуется купить неограниченное КАСКО.

Где лучше оформить обязательную и добровольную страховки?

Мы разобрались, нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО. Теперь поговорим о том, в каких компаниях их лучше покупать – в одной или разных? В любой! Но тут есть маленькие нюансы. При заключении двух договоров с одним страховщиком могут предоставляться скидки. Также ускоряется и упрощается процесс оформления документов.

При обращении в разные компании есть риск того, что одна из них окажется неблагонадежной. Если это не брать в расчет, то стоит посмотреть предложения разных страховщиков. У них могут быть более выгодные условия по КАСКО, чем в той, где оформлялось ОСАГО.

Затрудняетесь с выбором? Авто-Услуга поможет! Свяжитесь с нашими консультантами, чтобы получить нужную информацию.

Если при покупке полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) водителю предлагается оформить такой полис исключительно в пакете с дополнительной услугой, чаще всего страхованием жизни (порядка 1000 рублей), нарушается сразу несколько законов Российской Федерации.

У страхователя есть все шансы получить свой полис без переплаты, приложив немного усилий. Но надо ли заключать договор со страховщиком, проявившим себя столь недобросовестным партнером?

Закон на страже интересов граждан

Страхование собственной жизни или здоровья человека – добровольное дело, и не может никем быть возложено на гражданина в качестве обязательства, обусловливающего предоставление ему другой самостоятельной услуги (ст.935, п.2 Гражданского кодекса РФ).

Запрещено обусловливать приобретение одних услуг обязательной покупкой других услуг (ст. 16, п.2 Федерального закона от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей »). Убытки, причиненные потребителю нарушением его права на свободный выбор, возмещаются продавцом в полном объеме.

Страховщик не может отказать в заключении договора ОСАГО собственнику автомобиля, представившему необходимые документы (п. 1.5 действующей редакции «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» , утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

Необоснованный отказ в оформлении полиса ОСАГО либо навязывание при его покупке дополнительных услуг влечет штраф для должностного лица в 50 тыс. рублей (ст. 15.34.1 действующей редакции «Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ).

Почему страховые фирмы навязывают страхование жизни

Страховые тарифы по ОСАГО незначительны, а увеличенные в 2014 году максимальные выплаты каждому потерпевшему составляют 400 тыс. рублей (по имуществу) и 500 тыс. рублей (по жизни и здоровью).

Многие страховые фирмы не избежали соблазна закрыть «убыточность» этого вида страхования с помощью добровольно-принудительных дополнительных услуг. Особенно ловко это получалось у компаний, имеющих разветвленную сеть офисов продаж, а, следовательно, и большой процент не слишком осведомленных клиентов.

Чаще всего дело ставится на поток: в момент оформления полиса ОСАГО водителю объявляется сумма, несколько превышающая реальную стоимость полиса. Многие страхователи не обращают на это внимание.

Те, кто спрашивают, получают ответ, что для «чистого ОСАГО» нет бланков; или можно оформить только после осмотра автомобиля страхователя, а осмотр возможно назначить не раньше чем через 1-3 месяца (согласно п.1.7 Положения о правилах страхования N431-П);

Официальный отказ в заключении договора ОСАГО в филиалах стараются не давать, направляя за ним в центральный офис компании.

Что делать

Самое правильное – предварительно изучить вопрос. С помощью интернет-калькулятора рассчитать стоимость своего полиса ОСАГО самостоятельно, и найти адекватного страховщика, предлагающего обязательное страхование без навязанных дополнительных услуг. Например, «Согласие», «Ренесанс-страхование», «РEСO гарантия» или другую компанию, входящую в Российский Союз Автостраховщиков (РСА) . Оформить электронный полис ОСАГО (введен с 1 июля 2015 года).

Но возможны и другие методы, опробовать которые лучше за месяц до истечения действующей страховки.

  • Отправить заявление и копии требуемых документов в офис выбранной страховой компании заказным письмом. Бланк заявления можно скачать на сайте РСА . Потребуется приложить копии: паспорта заявителя; водительского удостоверения; диагностической карты, свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта транспортного средства.

Как вариант, можно заполнить заявление в 2-х экземплярах и с подготовленным пакетом документов лично подъехать в выбранный офис. Там оставить этот пакет с одним экземпляром заявления, а на втором (оставляем себе) просим сотрудника страховой поставить дату приема документов и расписаться. Через 30 дней снова приехать и оформить ОСАГО без лишних выплат.

  • Можно записать на диктофон устный отказ оформлять полис ОСАГО без дополнительных услуг, или прийти со свидетелем. А затем, приложив показания свидетеля и сделанную аудиозапись, отправить жалобы в Роспотребнадзор, Прокуратуру, РСА и Управление Банка России по защите прав потребителей, указав и номера полисов, приобретенных в этой страховой компании.

Страхование жизни и ОСАГО – разные страховки, не зависящие друг от друга . Страховщики имеют право лишь ознакомить с существующими в компании предложениями. Все остальное можно расценивать как навязывание дополнительных услуг. Если передать в суд доказательства умышленного, необоснованного уклонения страховой компании от оформления договора ОСАГО, страховщик не только получит штраф, но может и лишиться лицензии.

Отрасль российского страхования в последние активно реформируется. Не за горами время повсеместного перехода на электронное оформление ОСАГО. Так что, грамотным водителям жить станет еще проще.

Посмотреть на опыт водителей по заключению договора ОСАГО можно в этих видеороликах.

Видео: ОСАГО без дополнительных услуг и страхования жизни

Видео: Как получить ОСАГО без страхования жизни

Наличие автомобиля связано для водителя не только с преимуществами от его использования, но и с необходимостью нести определенные дополнительные расходы. В том числе данные расходы охватывают и оформление страховки на ТС. Законодательством РФ предусмотрена как обязательная страховка автомобиля, так и несколько ее добровольных видов. Более подробно виды данных полисов, а также особенности и условия их оформления будут рассмотрены далее.

ОСАГО - это обязательное страхование гражданской ответственности одного лица (в данном случае водителя) перед потерпевшей в результате аварии или ДТП стороной. Сделки по данному виду страхования являются наиболее распространенными, поскольку наличие такого полиса - обязательное законодательное условие для водителей.

ВАЖНО! Без ОСАГО допуск к управлению ТС запрещается, так же как и возможность поставить автомобиль на учет или пройти техосмотр. Кроме этого, водителя за такое нарушение могут оштрафовать и забрать авто на штраф-стоянку.

Основным страховым случаем по этому полису является причинение в ходе ДТП вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Размер возмещения при этом рассчитывается, исходя из общего ущерба, однако ограничен максимальными границами:

  • 500 тыс. руб. на одного потерпевшего - при нанесении вреда его жизни и здоровью;
  • 400 тыс. руб. на одного потерпевшего - в случае причинения имущественного ущерба.

На стоимость полиса влияет несколько повышающих коэффициентов, которые зависят от таких факторов:

  • водительский стаж клиента и его возраст;
  • мощность автомобиля;
  • регион регистрации;
  • наличие аварий с участием водителя;
  • срок действия страховки;
  • количество лиц, включенных в полис.

За счет каждого из этих коэффициентов итоговая стоимость полиса может быть в несколько раз выше базового тарифа.

К основным преимуществам ОСАГО относятся:

  • невысокая стоимость;
  • фиксированные ставки и территориальная доступность полиса (тарифы устанавливаются законодательно, поэтому страховые компании не могут их изменять);
  • возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне за счет страховой компании (а не водителя).

Однако данная страховка имеет и ряд недостатков:

  • ограниченность выплаты (для ремонта дорогих автомобилей ее обычно недостаточно);
  • небольшой перечень страховых случаев (в частности, в случае кражи авто или его повреждения собственник ничего не получит);
  • отсутствие выплаты для самого водителя.

Для расширения страховых рисков и получения компенсаций в других случаях водителю стоит обратиться к иным видам автомобильного страхования.

Этот полис - расширенная версия ОСАГО, которая позволяет получить выплату в большем размере, чем при обязательном страховании. Его оформление является добровольным и может происходить только по инициативе водителя.

ДСАГО оформляется при условии наличия действующего ОСАГО, однако происходить это может в различных страховых компаниях. При этом оба полиса заключаются с одинаковым сроком действия и на одно и то же транспортное средство.

Выгодность использования ДСАГО состоит в том, что с его помощью можно существенно увеличить размер компенсационной выплаты по сравнению с обязательным страхованием. Точный максимальный лимит устанавливается каждой страховой компанией, но, как правило, он равен 3 млн. руб.

ВАЖНО! Получить выплату по ДСАГО можно только при условии, что размер ущерба не покрывается за счет ОСАГО.

В этом случае расчет суммы происходит путем вычитания из общего размера ущерба размера выплаты по ОСАГО. Разница и будет той величиной денежных средств, которая должны быть выплачена пострадавшему.

Основной страховой риск, который покрывается ДСАГО - это нанесение ущерба:

  • жизни и здоровью третьих лиц (водителя или пассажира другого ТС, пешехода);
  • их имуществу (автомобилю, строению, забору).

На стоимость ДСАГО влияют те же самые факторы, что и при обязательном страховании, однако конкретные тарифы и лимиты по выплатам устанавливаются уже страховой компанией. При этом итоговая цена полиса не будет слишком высокой - при лимите в 1-3 млн. руб. она может составить всего несколько тысяч рублей.

Это еще один добровольный вид страхования, который охватывает большее количество рисков, чем ОСАГО или ДСАГО. Данный полис не покрывает гражданскую ответственность, поскольку его основное назначение - это имущественное страхование. В частности, от угона или кражи автомобиля, причинения ему ущерба в результате пожара или стихийных бедствий и т. п.

ВАЖНО! Стоит учесть, что наличие полиса КАСКО, хотя это и не является обязательным по закону, часто необходимо для совершения определенных операций с автомобилем. В частности, при покупке машины в кредит банки всегда требуют от заемщика оформления этой страховки.

К основным преимуществам от оформления КАСКО можно отнести:

  • возможность получения крупной суммы возмещения (она может быть соизмерима стоимости нового авто);
  • расширенный перечень страховых рисков, которые включаются в полис;
  • получение возмещения вне зависимости от наличия или отсутствия вины водителя.

Недостатками являются:

  • высокая стоимость;
  • ограничения в оформлении для некоторых авто (в частности, по такому критерию, как срок использования).

Что касается стоимости полиса, то тарифы на него, в отличие от ОСАГО, не являются фиксированными и не устанавливаются государством. Данные показатели определяются индивидуально каждой страховой компанией, но в большинстве случаев итоговая цена полиса получается довольно высокой.

С целью снижения цены страховки многие водители оформляют ее с франшизой, за счет которой стоимость снижается. При этом после наступления страхового случая возмещение будет получено не в полном объеме, а с учетом франшизы.

Страхование от несчастного случая

Данный полис является разновидностью КАСКО, только в него включается дополнительный объект - жизнь и здоровье водителя, а также всех пассажиров, которые на момент несчастного случая находились в салоне автомобиля. При этом под несчастным случаем понимается:

  • стихийное бедствие;
  • пожар;
  • взрыв.

Полис также является добровольным и оформляется только по желанию собственника авто. Выплаты могут производиться в случае таких происшествий, произошедших с водителем или пассажирами:

  • ранение;
  • увечье;
  • потеря трудоспособности (как постоянная, так и временная);
  • смерть.

Стоимость полиса устанавливается индивидуально каждой страховой компанией. Помимо тарифов на нее также влияют и некоторые характеристики водителя (например, возраст). Оформление невозможно для граждан, которые имеют инвалидность І или ІІ группы.

Зеленая карта

Данный полис является аналогом ОСАГО, поскольку также предусматривает страхование автогражданской ответственности и является обязательным в некоторых случаях. Главное его отличие - это территория действия, которая включает в себя несколько десятков различных стран (в основном страны Европы и СНГ). Что касается России, то в ее пределах Зеленая карта не действует.

Чаще всего этот полис необходим в том случае, если водитель планирует выезжать на своем автомобиле за границу. При этом даже если его пропустят без страховки через таможню, при первой же проверке документов в иностранном государстве он будет оштрафован.

Данный вид страхования не имеет существенных недостатков, основными же его преимуществами являются:

  • возможность беспрепятственного выезда на автомобиле за Пределы РФ;
  • избежание риска быть оштрафованным в иностранном государстве за отсутствие страховки;
  • упрощенная процедура возмещения пострадавшей стороне ущерба;
  • простота и скорость оформления.

В частности, получить Зеленую карту водитель может не только в большинстве страховых компаний на территории РФ, но и в специальных точках, которые работают на границах с другими государствами. При этом процедура займет минимальное количество времени. Документ может быть оформлен как на целый год, так и на более короткий срок.

Главной целью всех существующих видов автомобильного страхования является помощь водителям в получении выплаты для компенсации собственного ущерба или возмещения его пострадавшей стороне. Кроме полиса ОСАГО, который является обязательным для оформления, все остальные виды страховок собственник автомобиля вправе покупать только по собственному усмотрению.

Итак, обязательно ли страховать автомобиль по ОСАГО и какая страховка на машину обязательна? Для защиты прав потерпевших в дорожно-транспортном происшествии на возмещение вреда, который был причинен их жизни, здоровью или имуществу формируют правовые основы обязательного страхования автогражданской ответственности или, как еще называется обязательная страховка на авто, ОСАГО.

Аспект ОСАГО как обязательного страхования автомобиля указывают нормативно-правовые акты.

Полис ОСАГО является одним из основных документов водителя, который он обязан иметь при себе и в случае необходимости предъявить инспектору на проверку.

Полис представляет собой документ гражданской ответственности, который водитель обязан приобрести до срока регистрации автомобиля, но не позднее 10 дней с момента приобретения права собственности. Полис ОСАГО является обязательным для водителя в отличие от КАСКО.

Положение о правилах защиты транспортных средств

«Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) является правовым документом, который устанавливает правила страхования транспортных средств, форму заявления о заключении договора, форму страхового полиса ОСАГО.

Указанный правовой акт рассматривает порядок заключения, и . Также рассматривается порядок уплаты страховых премий и перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, порядок разрешения споров. А также указаны требования к организации ремонта.

В качестве основных положений можно указать следующие пункты:

  1. Договор об ОСАГО заключается сроком на 1 год, за исключением случаев, которые предусмотрены ст 10. ФЗ №40.
  2. Договор может быть оформлен как в бумажном виде, так и в .
  3. Если автомобиль не прошел государственную регистрацию на момент заключения договора, то пункт «Государственный знак» не заполняется. Его заполнение происходит после передачи соответствующих данных.
  4. Владелец автомобиля вправе выбрать любого автостраховщика.
  5. Продление договора осуществляется после истечения срока действия настоящего.
  6. При наступлении страхового случая, участники ДТП обязаны действовать в соответствии с правилами дорожного движения.
  7. Участники ДТП обязаны уведомить свои страховые компании о наступлении страхового случая.

Отличие от КАСКО

До введения ОСАГО, нередко дорожные происшествия заканчивались судебными разбирательствами. С введением обязательного страхования дорожные разбирательства упорядочились в рамках страховых компаний.

Можно ли ездить без документа?


Отсутствие обязательной страховки при остановке ТС на посту ДПС грозит водителю наказанием. За нарушения правил существуют соответствующие наказания, что регулируются Кодексом об административных правонарушениях.

Ответственность за несоблюдение правил несет водитель автомобиля в соответствии со ст. 12.37 КоАП РФ. На основании ст. 12.37 наказанием за отсутствие страховки является штраф в размере от 800 рублей. Данное наказание определяется также и для лиц с просроченной страховкой (о том, сколько можно ездить без штрафов по полису с истекшим сроком действия и какие за это предусмотрены наказания, мы рассказывали в ).

Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
  2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Также в случае, если был выписан штраф на одном посту ДПС, при повторной остановке инспектором, водителю будет выписан штраф в соответствии с той же статьей. При каждой последующей остановке и отсутствия страховки будет выписан штраф.

Оформление полиса ОСАГО обязательно и закреплено на законодательном уровне , а нарушение правил приведет к наказанию. Возможно, наказание в виде 800 рублей может показаться не таким большим, но при наступлении страхового случая отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТП заставит потратить в разы большую сумму.

ОСАГО без страхования жизни — возможно ли приобрести такой полис? Этот вопрос возникает у многих автолюбителей в связи с тем, что в последнее время страховые компании начали активно предлагать сопутствующие страховые услуги в качестве обязательных: страхование жизни, дополнительное страхование автогражданской ответственности и т.п. Разберемся, как не переплатить страховщикам.

Навязывание дополнительных услуг при страховании автомобиля

Уже не первый год складывается такая ситуация, что многие страховые компании, причем достаточно крупные и потому надежные, отказывают своим клиентам в оформлении страхового полиса ОСАГО без заключения дополнительного договора страхования жизни и здоровья.

При этом все прекрасно понимают, что понуждение к заключению договора недопустимо и явно противоречит и основным принципам гражданского законодательства, и даже положениям конституции.

Не знаете свои права?

Однако далеко не все автовладельцы начинают отстаивать свои права или обращаются в правоохранительные органы. Объясняется такое нежелание «связываться» очень просто: страховка закончилась, значит, использовать автомобиль уже нельзя, и следовательно, придется либо идти на принцип, отстаивать свое право и надолго пересаживаться на общественный транспорт, либо молча заплатить и сэкономить силы, деньги и время.

Такие рассуждения автовладельцев, разумеется, на руку страхователям, которые без зазрения совести пользуются невыгодным положением автомобилистов.

ОСАГО: обязательно ли страховать жизнь при страховании машины?

Страховать жизнь при покупке полиса ОСАГО обязательно. Именно так считает большинство автовладельцев, которым волей-неволей приходится ежегодно оформлять еще ряд сопутствующих услуг. К таковым можно отнести:

  • излюбленное страховыми агентами страхование жизни и здоровья;
  • страхование имущества, в том числе жилья или движимого имущества в жилом помещении;
  • прохождение технического осмотра автомобиля только на указанной страховой компанией станции технического обслуживания.

Важно понимать одно: принудить вас заключать ненужный договор страхования либо пользоваться теми или иными условиями не может и не должна ни одна страховая компания. И доказательством тому служат ГК, закон об ОСАГО и Конституция РФ.

Внесение поправок в законодательство об обязательном страховании

Как знают уже, наверное, все автолюбители, со 2 августа 2014 года началась масштабная модернизация действующего законодательства об обязательном страховании имущества владельцев транспортных средств. В ходе этой модернизации в силу уже вступили такие поправки:

  1. «Безальтернативное возмещение убытков» — участник дорожно-транспортного происшествия теперь не имеет права обращаться в страховую компанию по собственному выбору. Теперь каждый пострадавший за компенсацией должен обратиться именно к своему страхователю.
  2. Для страховщиков, которые заключили договор позднее 2 августа 2014 года, увеличены лимиты выплат по европротоколу, то есть по составленным участниками ДТП документам, без приглашения на место аварии сотрудника ГИБДД или комиссаров. Важно отметить, что сделать это необходимо не позднее чем через 5 дней после совершения ДТП.
  3. Установлен список банков, в которые может обращаться страховая компания для хранения своих свободных средств.
  4. Определена ответственность юридического лица (страховой компании) за навязывание дополнительных видов услуг и необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО. При этом сумма штрафа достаточно ощутима — 50 000 рублей.

Что делать, если страхователь отказывается от заключения договора?

Если вы твердо решили отстаивать свои права и не доплачивать страхователю за предлагаемые мнимые блага, придется собраться с духом и действовать. Существует несколько возможных вариантов развития событий:

  1. Вы отказываетесь от заключения договора, однако просите озвучить причину отказа в присутствии свидетелей, либо записываете разговор с агентом на диктофон, либо просите предоставить отказ в письменной форме. После этого ставите автомобиль в гараж и обращаетесь в суд за защитой своих прав. К исковому заявлению необходимо будет приложить имеющиеся у вас доказательства отказа и ждать решения суда. В общей сложности такой процесс займет около 2-3 месяцев, зато вы сможете взыскать с обидчика моральный ущерб (так как вы были вынуждены использовать общественный транспорт вместо комфортабельного любимого автомобиля), размер упущенной выгоды (в случае если вы зарабатываете на данном транспортном средстве — рассчитывается по средней величине дохода за период, в течение которого у вас не было страховки), а также размер реального ущерба (например, расходы на передвижение на чужом автомобиле). Процесс трудоемкий, однако выплаты могут быть предоставлены в существенном размере, да и страхователя принудят к заключению договора.
  2. Заключение договора страхования и написание рядом с личной подписью на обоих экземплярах «без страхования жизни (или иной услуги) в выдаче полиса ОСАГО было отказано». Потом с данным полисом необходимо обратиться в Роспотребнадзор, который и примет меры по восстановлению ваших прав. Следует понимать, что страхование — это один из видов оказываемых в нашей стране услуг, в связи с чем отвечать страхователь будет по закону о защите прав потребителей. Следовательно, у вас появляется право не только в одностороннем порядке, без каких-либо санкций для себя расторгнуть такой договор, но также получить компенсацию за понесенные убытки.
  3. Этот способ немного сомнителен на практике, однако, как утверждают многие автовладельцы, неоднократно срабатывал. При обращении в офис страхователя вы принимаете все его условия, заключаете договор ОСАГО, а также сопутствующий договор, например, страхования жизни, а через день-другой снова обращаетесь в страховую компанию и по своей инициативе расторгаете договор, выплатив в качестве неустойки какую-то часть страховой премии. Хотя тут опять-таки следует подумать над размером этой неустойки, устанавливаемом компанией. Если он стремится к половине стоимости навязанной услуги, то резонно будет рассмотреть вопрос: стоит ли тогда вообще расторгать договор? Может, лучше страховку оставить у себя?

Итоги

В общем, как поступить в данной ситуации, решать только вам. Однако давайте уже уходить от этого привычного образа жизни, когда мы жертвуем своими интересами, лишь бы «не ссориться». Отстаивать свои права просто необходимо. А вот как это сделать правильно — это уже совсем другой разговор. Не позволяйте недобросовестным автострахователямвоспользоваться вашей доверчивостью или неопытностью.